Продолжение темы допинга: говорят врачи
Разделы

Все статьи сайта





В опросе врачей команд высшей лиги, который был поначалу намечен как глобальный, к сожалению, приняли участие далеко не все эскулапы из клубов элитного дивизиона. Кто-то оказался в период зарубежных сборов вне досягаемости, кто-то, ответив на наш звонок, предпочел воздержаться от разговоров на скользкую тему до понедельника. Среди тех, кто откликнулся на просьбу об интервью, - Владимир Малюта, опыт работы которого в «Динамо» превышает три десятилетия, и Александр Виркун из донецкого «Металлурга», ставший, по сути, одним из инициаторов разбирательства по вопросу о допинге в нашем чемпионате.

ДИНАМО

- Находясь с командой на сборе в Израиле, я, к сожалению, ограничен в источниках информации, - сказал динамовский врач Владимир Малюта корреспонденту «СЭ» Дмитрию ИЛЬЧЕНКО. - Связаться с главой спортивно-медицинского комитета ФФУ Вячеславом Поповым мне не удалось, а потому опираться в нашем разговоре могу лишь на сведения, опубликованные в интернете. Знаю, что в межсоревновательный период 16 тестов на запрещенные вещества дали положительный результат, а у игрока «Арсенала» Сергея Литовченко после матча национального первенства с донецким «Металлургом» оказался повышенный уровень тестостерона. Не в курсе, какие именно вещества были обнаружены у футболистов, проверенных в межсезонье, но тестостерон - это отнюдь не доказательство применения допинга. Надо разобраться, является он в конкретном случае эндогенным, то есть носит естественный характер, или экзогенным, то есть введенным в организм при помощи шприца. Второй вариант считается допингом, ибо искусственно повышает работоспособность человека.

Разобраться в характере происхождения тестостерона можно двумя путями. Первый, к которому прибегают у нас в стране по причине отсутствия необходимой техники, увы, отнимает слишком много времени: футболиста подвергают тестированию ежемесячно, чтобы убедиться в стабильности высокого уровня. Есть и второй метод, позволяющий одним лабораторным исследованием снять все вопросы.

- По словам Попова, необходимая для этого аппаратура появится в Национальном антидопинговом центре лишь в декабре этого года...

- Именно по этой причине Олег Гусев, у которого тестостерон повышен естественным образом, ездил в самом начале своей динамовской карьеры со мной в Милан. В местной лаборатории был произведен забор крови, и через короткое время нам выдали результат: тестостерон игрока носит эндогенный или, иными словами, естественный характер. Эта проверка позволила нам избежать в дальнейшем сомнений в чистоте игрока при допинг-контроле различного уровня. Впрочем, это в юные годы у Гусева тестостерон зашкаливал: с возрастом он пришел в норму, и многократно проводившиеся в последнее время тесты показывают это со всей очевидностью.

- В прошлом году футболисты «Динамо» проходили контрольные тесты на запрещенные препараты?

- Перед началом каждого сезона игроки команд высшей лиги непременно сдают анализы, чтобы исключить даже минимальное присутствие в организме веществ, приравненных к допингу. Проводятся тесты, подчеркну, во внесоревновательный период, и подвергнуть футболистов каким-либо наказаниям, за исключением предусмотренных в их контрактах с клубами, не может никто. Разве что внезапно нагрянувшая комиссия ВАДА, проводящая тестирование по всем правилам международного антидопингового законодательства. Она берет пробы «А» и «В», чтобы, предположим, обнаружив допинг в одной пробирке, затем вскрыть другую. Но я горжусь тем, что за 32 года работы в футбольной медицине мне как врачу «Динамо» ни разу не приходилось присутствовать при вскрытии пробы «В». Иными словами, ни один из игроков нашей команды в этот период не был обвинен в применении недозволенной фармакологии.

Прошлым летом и осенью динамовских футболистов кто только не проверял. Помимо уже упомянутых вами предсезонных тестов были проверки игроков сборной Украины в канун чемпионата мира. А осенью нам, словно снег на голову, свалилась комиссия, отобравшая для допинг-контроля десятерых игроков (точно такая же проверка была в конце года и в «Шахтере»). И это - помимо проверок на допинг, которым нас как никогда часто подвергали после матчей группового турнира Лиги чемпионов. Все пробы оказались отрицательными.

К слову, подвергнуть игроков допинг-тестам могут в любой момент, и даже если перед началом матча мы не заполняли специальный протокол, это еще ни о чем не говорит. Был случай, когда эмиссар соответствующей службы УЕФА опоздал на наш поединок из-за проблемы с визой. Приехал в перерыве - и предложил готовиться к проверке. Формально, кстати, он имел право сделать это в любой момент - до того, как игроки покинули после матча раздевалку.

- Этично ли с медицинской и человеческой точки зрения оглашать имена футболистов, у которых контрольные тесты во внесоревновательный период показали положительный результат? И Можно ли было, на ваш взгляд, обнародовать имя «канонира» Литовченко, чей тестостерон оказался выше нормы?

- Мне это не кажется правильным с любой точки зрения. В конце концов, все мы давали клятву Гиппократа, а потому предавать имена игроков огласке вне предусмотренной для таких случаев процедуры нельзя ни в коем случае. В каждом конкретном случае следует внимательно разобраться. В какой дозе применялось лекарство, какой диагноз послужил причиной для его применения? Ведь антидопинговое законодательство позволяет нам лечить футболистов любыми необходимыми средствами, но к возвращению человека на поле мы должны сделать так, чтобы не рекомендуемых препаратов в его организме не осталось. В числе запрещенных и большинство обезболивающих средств: за 72 часа до матча мы не вправе производить ни одну лишнюю инъекцию. Так что часто применяемая в газетных отчетах фраза: мол, футболист вышел на игру «на уколах», давно вышла из употребления.

- А кто, строго говоря, владеет информацией о том, чьи имена скрываются за номерами пробирок с контрольными тестами?

- Лаборатория, дабы быть абсолютно независимой, знает лишь цифровой шифр пробы. А в курсе подробностей - только два человека: Попов и врач конкретной команды.

ШАХТЕР

- Мне неизвестны тонкости допингового скандала, а может, просто недоразумения, неожиданно возникшего в нашем футболе. Поэтому комментировать случившееся сложно, - сказал врач «Шахтера» Артур Глущенко корреспонденту «СЭ» Юрию ЮРИСУ. - Полагаю, что исполком ФФУ во всем разберется и расставит точки над «i». Могу лишь сказать, что за свою команду я абсолютно спокоен. Поскольку «Шахтер» принимает участие в европейских турнирах, наши игроки находятся под постоянным антидопинговым контролем. Например, в октябре прошлого года прямо на базу команды без предупреждения приезжали медицинские офицеры УЕФА и брали пробы у десяти произвольно названных игроков. Кроме того, на протяжении последних сезонов наших футболистов постоянно проверяли после матчей Лиги чемпионов и Кубка УЕФА, а также после встреч чемпионата Украины. Никаких претензий к «Шахтеру» не возникало.

МЕТАЛЛУРГ Д

- То, что сразу 16 игроков высшей лиги применяли запрещенные препараты, явление, на мой взгляд, абсолютно ненормальное, - сказал врач донецкого «Металлурга» Александр Виркун корреспонденту «СЭ» Алексею КЛЫКОВУ. - Перед началом этого чемпионата футболисты нашей команды прошли, как и полагается, контрольные тесты - и все они были отрицательными. Не знаю, как это поставлено в других командах, но мы самым серьезным образом ведем работу со своими игроками. Мне непонятно, почему ФФУ не обнародовала фамилии игроков, попавшихся на допинге.

ИЛЬИЧЕВЕЦ

- С середины января с небольшими перерывами я был с командой на тренировочных сборах в Турции, - сказал врач «Ильичевца» Григорий Макаров корреспонденту «СЭ» Дмитрию КУШНИРОВУ. - Но это, конечно, не значит, что я не слышал о так называемом допинговом скандале в нашем футболе. Читал публикации в прессе, на всевозможных сайтах в интернете. Давать какие-то комментарии, говорить, кто прав, а кто виноват, с моей стороны будет не совсем правильно. Могу только сказать, что врачи «Ильичевца», как люди, которые работают в клубе по контракту, выполняют свой долг в соответствии с теми положениями, которые прописаны в их трудовых соглашениях, не нарушая законы Украины и антидопинговое законодательство. Больше мне добавить по этому вопросу нечего...

КАРПАТЫ

Старший врач «Карпат» Ростислав Пастушенко, находящийся в эти дни с командой на сборе в Турции, вчера сообщил корреспонденту «СЭ» Юрию НАЗАРКЕВИЧУ, что в клубе решение о прохождении в зимнее межсезонье профилактического допинг-тестирования примут через четыре-пять дней. По мнению Пастушенко, дополнительная проверка футболистов на наличие в организме запрещенных препаратов скорее полезна, чем вредна, и он поддерживает инициативу спортивно-медицинского комитета ФФУ. И врачи, и руководители клубов должны быть уверены, что футболисты их команды чисты перед спортивной Фемидой.

ХАРЬКОВ

- Задача любого врача футбольного клуба, и моя в частности - это лечить футболистов, помогать им восстанавливаться после травм, готовить к матчам, - высказал вчера врач «Харькова» Геннадий Кватирук свое мнение корреспонденту «СЭ» Игорю ЗАРЖИЦКОМУ. Чем, собственно, мы и занимаемся. Если же говорить о применения допинга, то этот вопрос - исключительно в компетенции специальной антидопинговой службы, и врачи к ней никакого отношения не имеют. Могу лишь сказать, что в нашей команде проблем с допингом никогда не было.

МЕТАЛЛУРГ З

- Позиция нашего клуба была и остается прежней: мы за проведение допинг-контроля как в целом, так и перед началом второй части сезона, - сказал вчера врач запорожского «Металлурга» Леонид Левченко корреспонденту «СЭ» Максиму ХОТИЦЕ. - Более того, мы придерживаемся позиции, что проведение анализов должно проводиться и в соревновательный период, то есть, непосредственно по ходу сезона. Перед стартом в Кубке УЕФА мы сами инициировали прохождение допинг-контроля всей нашей командой, дабы еще раз убедится в том, что и в этом вопросе претензий на евроарене не будет. Считаем, что это очень серьезный вопрос, которому необходимо уделять пристальное внимание и в дальнейшем.

Источник: "Спорт-Экспресс в Украине"
football.ua








Статьи и аналитика о украинском футболе